Ассоциация «Русская сталь» обратилась в ФАС с просьбой разобраться с тарифами на перевалку грузов в Новороссийском морском торговом порту (НМТП, подконтролен «Транснефти»).
С 1 января ставки НМТП по перевалке горячекатаного проката выросли на 15-65%, по холоднокатаному прокату – на 32-76% , по стальной заготовке, катанке и арматуре – на 26-84%. Также на 16,5-59% поднялись тарифы на перевалку чугуна, на 20-65% – на стальные слябы, на 54% – на железную руду. Ставки на перевалку труб и прочих видов продукции тоже подскочили.
Металлурги считают, что это создает дополнительные барьеры для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, которая и без того страдает от санкций. Отечественным металлургам приходится перенаправлять свои продажи в Азию с опорой на росссийские порты. Чтобы закрепиться на новом рынке, они вынуждены продавать товары с большим дисконтом.
Эксперты считают обращение грузовладельцев в ФАС на фоне резкого увеличения тарифа справедливым, т.к. тарифы терминалов занимают большую долю в расходах на логистику, а в условиях закрытия рынков ЕС и США для металлургов повышение тарифов делает экспорт товаров по ряду категорий и вовсе убыточным.
Сейчас тарифы на услуги по перевалке и хранению грузов в морских портах не регулируются. Постановление правительства от 2019 года сохранило для терминалов статус субъектов естественных монополий, но их ставки ФАС теперь не устанавливает, а лишь мониторит. Только в ряде северных портов, где нет конкуренции стивидоров, тарифы устанавливают власти региона.