В богатой истории ФГБУ «Канал имени Москвы» 17 апреля – особая дата. В этот день 85 лет назад канал Москва-Волга был заполнен водой. Благодаря гигантскому человеческому труду удалось построить искусственную водную артерию для транспортировки питьевой воды, обеспечения судоходства и развития Москвы, сообщает пресс-служба ФГБУ.
История строительства Канала берет своё начало с состоявшегося 15 июня 1931 года Пленума ЦК ВКП (б), на котором, наряду с решением о начале строительства московского метрополитена, было решено соединить Москву-реку с верховьем Волги для того, чтобы избавиться от проблемы критической нехватки водных ресурсов в столице. Около Кремля в то время воды в реке было настолько мало, что ее можно было перейти вброд, а сама вода состояла, в основном, из бытовых и промышленных стоков. Причиной этому стал быстрый прирост населения и развитие промышленности Москвы.
Предстояло создать целый комплекс гидротехнических сооружений, чтобы заработали «водяные лестницы», по которым пойдут большегрузные суда. Необходимо было также обеспечить чистоту подаваемой в водопровод воды.
Из нескольких предлагавшихся вариантов постройки канала был утвержден проект инженера Александра Комаровского (будущего начальника гидротехнического сектора проектного управления канала, а затем и начальника управления и главного инженера канала) так называемый Шошинский вариант. Канал должен был спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью насосных станций подавалась бы в столицу. Далее этот вариант был доработан и появился Дмитровский вариант проекта канала, который и был утвержден в итоге.
Для реализации проекта потребовалось неполных пять лет, за которые было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, другие объекты и сооружения.
Проведенные работы впечатляли и масштабом, и объемом, и сложностью: их фронт составил 138 километров, на протяжении которых было извлечено 53 миллиона кубометров грунта. Постройка канала позволило достичь главной ели — обводнить Москву и увеличить водопотребления москвичей, которое выросло до 600 литров в сутки из расчета на одного жителя.
Исторический факт — наряду с вольнонаемными инженерами, проектировщиками, водителями и гидротехниками на стройке работали заключенные, репрессированные в конце 20-х и 30-е годы. В системе Главного Управления лагерей ОГПУ-НКВД СССР был создан ДМИТЛАГ с центром в Дмитрове. В то время он был крупнейшим лагерем с большим количеством «филиалов» на всем протяжении канала.
По официальным данным, суммарно через Дмитлаг прошли 300-350 тыс. человек, максимальная численность заключенных в определенные годы достигала почти 200 тыс. человек.
В 1947 году в честь 800-летия столицы «Канал Москва-Волга» был переименован в «Канал имени Москвы».
В память об истории канала 5 июля 2007 года в административном здании Яхромского РГС, расположенном в поселке Деденево Дмитровского района Московской области, открыт Музей истории и современности Канала имени Москвы.
Музей отражает историю Канала, начиная с 1932 года по настоящее время. Экспозиция посвящена проектированию, строительству, роли канала в разные годы, в том числе, и в годы Великой Отечественной войны. Особое место занимают стенды, рассказывающие о людях, которые посвятили свою трудовую деятельность служению одному из крупнейших гидротехнических сооружений мира. В экспозиции музея есть редкие архивные фотографии, документы, карты-схемы 1932-1937 годов, а также личный инструмент «каналоармейцев», найденный при ремонте стен камер шлюза. Некоторые экспонаты такого размера и веса, что место им нашлось только на улице, на открытой площадке. Это тяжеловесные и массивные стальные части агрегата, который качал воду в Москву.
На сегодняшний день канал продолжает выполнять свои основные задачи: служит прекрасным водным путем, соединяющим столицу со всеми морями европейской части России и поставляет чистую воду для Москвы.
На навигацию 2022 года планируется стабильная круглосуточная работа по пропуску судов через СГТС, выполнение государственного задания по содержанию внутренних водных путей, обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов.
Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях Московского бассейна будет задействовано ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2,1 тыс. плавучих и 1,4 тыс. береговых знаков.
Для улучшения организации и качества разработки лимитирующих перекатов, планируется продолжить оснащение и эксплуатацию комплекса контроля учета производительности и позиционирования земснарядов. Продолжатся дноуглубительные работы по улучшению судоходных условий и разработке лимитирующих перекатов до наступления межени.
Кроме того, ФГБУ «Канал имени Москвы» планирует продолжить опытную эксплуатацию фонарей марки «БЭПА», новых разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.
Изменений в режиме работы СГТС в части осуществления судопропуска в навигацию 2022 года по сравнению с предыдущей навигацией не предвидится. Диспетчерское регулирование движения судов будет осуществляться согласно в соответствии с требованиями отраслевых нормативных актов и законодательства в области внутреннего водного транспорта.