Что будет с российской наукой под санкциями - СЭС Дубна

Что будет с российской наукой под санкциями

В Координационном центре Правительства РФ состоялся открытый разговор вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями науки и бизнеса. В фокусе внимания были меры по системному противодействию санкционному давлению и поддержанию динамики развития.

В своих выступлениях Дмитрий Чернышенко и глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказали о ключевых мерах поддержки науки.

Стратегическое целеполагание развития сектора НИОКР зафиксировано в Стратегии НТР с акцентом на технологическую независимость и суверенитет. Это, по словам Дмитрия Чернышенко, было сделано абсолютно правильно. Особый акцент сделан на импортонезависимость в области микроэлектроники и обеспечение продовольственной безопасности.

Вся товарная номенклатура, с которой начались проблемы (зоны критической зависимости), университеты и научные институты должны внести на «Биржу импортозамещения» – на этом настаивает Дмитрий Чернышенко.

Ключевой парадигмой становятся комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла со сквозной поддержкой по всем уровням готовности технологий.

Правительство по образцу самых горячих коронавирусных периодов сейчас функционирует в режиме «крайне срочно» – 3 часа на согласование документа. Аналогичный формат распространяется и на научно-образовательные меры.

Весь комплекс мер поддержки науки разделен на две части. Первая уже вошла в План первоочередных мер. Вторая в высокой степени готовности и находится на подходе.

Дмитрий Чернышенко озвучил, а далее глава Минобрнауки Валерий Фальков уточнил ряд ключевых мер:

  • мораторий на учет публикаций WoS и Scopus;
  • разработка новой системы оценки;
  • расширение программы трудоустройства молодежи в вузы и НИИ (+5000 рабочих мест);
  • возможность смягчения требований по грантам, в т.ч. продления сроков;
  • программа отечественного приборостроения и импортозамещения в этой сфере;
  • открытие молодежных лабораторий;
  • расширение программы жилищных сертификатов;
  • упрощение госзакупок;
  • перезагрузка мегагрантов – увеличение гранта и сроков, фокус на соотечественников и ведущих ученых из дружественных стран.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заверил, что все запланированные мероприятия будут реализованы. Ни революций, ни контрреволюций не будет – только форсированная эволюция.

Министр отметил, что теперь «деньги отвязаны от публикаций». А в новой системе оценки науки будет реализован новый подход: по мере движения по уровням готовности технологий от фундаментальной науки к выпуску продукции будет снижаться объем экспертной оценки и увеличиваться доля количественных показателей.

Реализуется комплекс мер по «студенческой репатриации». Валерий Фальков анонсировал предложение выделить дополнительные 30 000 бюджетных мер на магистратуру по приоритетным направлениям – это позволит привлечь молодежь в сектор НИОКР и косвенно поддержать, оттягивая на все более конкурентный рынок труда.

Среди тех мер, что пока не вошли в План, министр выделил возможность отсрочки оплаты при поставках оборудования. Федеральный проект по приборостроению сейчас проходит системную экспертизу, но из него были изъяты те проекты, которые уже находятся в стадии реализации – им оказывается поддержка.

Фокус в создании молодежных лабораторий будет смещен в сторону семи векторов:

  • три важнейших инновационных проекта госзначения (экоклиматический, вирусно-медицинский, энерегетический),
  • микроэлектроника,
  • сельское хозяйство,
  • нейтринная физика,
  • приборостроение.

Совместно с Роспатентом Минобрнауки зайдет в НОЦ, НЦ МУ и ЦТТ с целью анализа – что можно максимально быстро запатентовать и отдать в производство.

Уже ближе к концу разговора Валерий Фальков дополнил свое выступление тем, что запущен новый формат определения тематик исследования в рамках НОЦ через запросы регионального развития. Это переход к полноценному многоуровневому финансированию и администрированию науки посредством включения регионов.

Директор ОИЯИ Григорий Трубников подробнее рассказал о работе по суверенизации научного пространства, ее на полях Совета нацпроекта «Наука и университеты» вели четыре рабочие группы.

Оценка – предлагается создать «белый список» журналов на базе RSCI, WoS Core Collection и Scopus. В дальнейшем этой базой должен быть поглощен Перечень ВАК.

Журналы – создать национальную платформу и запустить грантовую поддержку редакций. РАН предлагает создать Академический научный издательский дом, а Минобрнауки видит издательство «Наука» в качестве базы.

Среди оперативных мер Григорий Трубников озвучил предложения:

  • разделить экспертизу научную и финансовую,
  • внести право на риск,
  • уменьшить количество наукометрических требований,
  • доопределить понятие «научного результата»,
  • разрешить софинансирование из разных бюджетных источников (истинная многоканальность),
  • сделать регуляторный маневр,
  • начать опережающую разработку КНТП по 12 – 15 критическим технологиям.

В области управления Григорий Трубников предложил слить два межведомственных совета при Минобрнауки в единый, который бы занимался отечественным индексом, платформой, а также «белым списком». А также максимально открыть доступ к исследовательским инфраструктурам и ориентировать программу приборостроения на крупные проекты (с перспективой выхода на коллективное пользование).

Среди конкретных научно-технологических областей обсуждались: микроэлектроника, фарма, продовольственная безопасность, а также меры поддержки молодых ученых.

ФНТП развития сельского хозяйства вышла на передний план в вопросах обеспечения продовольственной и научно-технологической безопасности. Валерий Фальков рассказал о том, что будет профинансировано строительство племенного завода для кросса «Смена-9» (подпрограмма по курице), детально были рассмотрены вопросы по сахарной свекле и масленичным культурам.

По вопросам поддержки молодых ученых выступал председатель Координационного совета (молодежного) президентского Совета по науке и образованию Никита Марченков.

Первый комплекс мер – по минимизации оттока. Государство должно показать, что ученые нужны и важны. В сфере материальной поддержки: индексация грантов, поддержка аспирантов. Социальные меры: решение квартирного вопроса («научная ипотека», льготы на служебное жилье, сертификаты для лучших). Организационные вопросы: облегчить госзакупки, расширить доступ к научному оборудованию (обновить систему обмена реактивами и материалами). Важны перспективы карьерного роста – по поручению президента формируется система кадрового резерва.

Отдельный блок – по включению молодых ученых в научную работу: налаживание контактов между наукой-бизнесом-властью, формирование площадок (Конгресс молодых ученых и мероприятия-спутники).

Председатель комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова озвучила позицию верхней палаты парламента: оценить и перезагрузить всю систему конференций и коммуникационных площадок; вложить новые смыслы в закон о молодых ученых (особенно по социальным мерам поддержки); вывести из-под 44-ФЗ и 223-ФЗ закупку научного оборудования и материалов для прорывных направлений. Особенно Лилия Гумерова выделила тему интеллектуальной собственности. Помимо этого Совфед претендует и на то, чтобы аккумулировать все площадки по генетической тематике.

Президент РАН Александр Сергеев сфокусировал внимание на оперативные цепочки связи науки и гражданской продукции как стержневой идеи КНТП. Но этот механизм можно переосмыслить на базе «мини-цепочек» (отдельных проектов с конкретным результатом).

Академия поступательно развивает свой функционал как платформы. РАН, Минпромторг и ВЭБ сформировали шесть рабочих групп по направлениям (включая медтехнику и фарму, станкостроение, лазерную технику и т.п.). 

Далее глава РАН предложил разрешить институтам заниматься хозяйственной деятельностью – то есть пустить НИИ в область отраслевого трансфера знаний.

Еще один вектор по импортозамещению – донастройка Программы фундаментальных научных исследований. Александр Сергеев сообщил, что уже сформирован детализированный план научных исследований с выделением приоритетных направлений. Все организации видят его – и должны учитывать при формулировании госзадания на 2023 год. Ее подкрепят перераспределением средств. Академия попросила, чтобы допсредства в 2022 году были потрачены именно на выделенные приоритетные направления (12 векторов ПФНИ) с оперативным запуском работ.

Вероника Скворцова озвучила уникальные особенности ФМБА – вертикальная интегрированность и наличие мощностей по всем стадиям технологического цикла (от фундаментальной науки до подхватывающего производства). Описание заслуг Агентства, конечно, имеет отношение к «войнам Большой Фармы», которые резко обострились во времена коронавируса и сейчас переходят на борьбу за контроль над координацией импортозамещения и достижения фармбезопасности.

Смысл открытого разговора состоял не только в информировании сообщества о принимаемых мерах по поддержке. Дмитрий Чернышенко четко дал установки: требуются не общие слова о недостатке финансирования, а конкретные проработанные предложения; решения нужно принимать быстро и нести за них ответственность. В приоритетном режиме будут рассматриваться те проекты, которые будут ориентированы на критически важные технологические направления, нацелены на импортозамещение и суверенизацию научно-технологического пространства.

Завершал цикл выступлений помощник Президента Андрей Фурсенко. Первое, что он сказал – до конца не ясны масштабы и глубина санкционного давления, есть недооценка опасности. Он высказал очень тревожное пророчество о том, что в ближайшее время придется «резать» многие вещи, оставляя самое необходимое. Андрей Фурсенко подчеркнул, что главное – это развитие страны, а не самоценность науки. Главный заказчик – это социально-экономическая сфера. Санкции – надолго. Меры нужно ориентировать аналогичным образом.

Помощник президента определил два фокуса в создании молодежных лабораторий: первый – не трудоустройство или фундаментальные результаты, а то, что идет на решение насущных проблем. Андрей Фурсенко поставил вопрос о приоритезации тематик (какие-то неизбежно уйдут на второй план), а также оценки результативности работы уже открытых лабораторий. Второй – бюджетные места нужно давать при четком понимании, как будет организовано трудоустройство (например, в микроэлектронику идут работать только 5% выпускников по профильным направлениям).

Главная проблема, по мнению Андрея Фурсенко – в межведомственных и межотраслевых барьерах. Их необходимо устранять. Сдерживать развитие будут не разработки, а «узкие места» в масштабировании технологий. Суть предложений Андрея Фурсенко – уделить внимание именно разрушению барьеров, чтобы от интеллектуальных прорывов был бесшовный переход к решению социально-экономических проблем.

Дмитрий Чернышенко подвел краткие итоги. Первое, что нужно сделать – прозреть через цифровизацию. Здесь большие надежды на домен «Наука» платформы «Гостех». Далее – прагматичные метрики оценки результативности науки. Три акцента: отход от бумагоцентизма (статья не единственный результат научной работы); продуктивность (главное – востребованность результатов); пересмотр подходов к госзаданиям.

Источник 

Call Now Button