Ученые Первого Московского медицинского госуниверситета имени Сеченова первыми в стране начали применять лазер с длиной волны 445 нм при лечении больных отосклерозом. При этом почти не бывает осложнений. Отечественное производство лазерного аппарата делает его доступным для клиник и больниц.
Клиника болезней уха, горла и носа Сеченовского университета Минздрава России стала пионером по введению в ЛОР-практику хирургических лазеров. Ученые создали целый ряд уникальных технологий, одна из них — методика лазерной стапедопластики у пациентов с отосклерозом, которая проводится при помощи так называемого синего лазера. Сейчас клиника является одной из тех, кто первым в России начал выполнять эту операцию: она возвращает слух людям с тугоухостью и безопасна почти на 100%.
Речь идет о фотоангиолитическом лазере с длиной волны 445 нм. В Сеченовском университете его используют при отосклерозе — заболевании, связанном с патологическим ростом кости в среднем ухе. Как говорит директор Клиники, заведующий кафедрой болезней уха, горла и носа, профессор, д.м.н Валерий Свистушкин, при этой патологии нарушается механическая передача звуков.
“В норме система слуховых косточек — молоточек, наковальня и стремечко — соединены в единую подвижную цепь, что необходимо для проведения звуков. Стремечко — самая маленькая косточка в теле человека, она меньше спичечной головки. При отосклерозе она становится неподвижной, “запаивается”, образуется новая кость. Чтобы вернуть человеку слух, в этой косточке делается отверстие и в него навешивается протез. Эта операция очень тонкая. Во избежание неприятных последствий, мы, отоларингологи, должны идти по пути безопасности. И вот как раз хирургический лазер позволяет эту операцию сделать безопасной почти на 100%, данная методика позволяет свести осложнения к минимуму”, — отметил профессор.
Основными партнерами Клиники уха, горла и носа по внедрению синего лазера стали Институт клинической морфологии и цифровой патологии Сеченовского университета и “Русский инженерный клуб” из города Тулы. При этом отечественный лазерный аппарат в разы дешевле зарубежных аналогов, что делает его доступнее для российских больниц и для самих пациентов.
Ученые говорят, что в последние годы “рабочей лошадкой” при проведении хирургических лазерных операций в мире считался СО2-лазер. Он безопасный, но в то же время громоздкий и дорогой. По словам доцента кафедры болезней уха, горла и носа, к.м.н. Эдуарда Синькова, синий лазер обладает теми же свойствами, что и СО2, но “это компактная коробочка чуть больше ноутбука”.
“Все дело в длине волны. Не мы ее изобрели, ее изобрели физики, но мы стали первыми ее использовать для этих ушных операций. Операция действительно уникальная — она позволяет в некоторых случаях вернуть пациентам слух почти на 100%, в некоторых значительно улучшить. Есть много разных лазеров, но они нам не подходят, так как у них другая длина волны и они могут перегреть жидкость, которая содержится внутри ушного лабиринта. Поэтому при лечении больных отосклерозом идеально подходят две длины волны — СО2-лазера и синего лазера”, — подчеркнул Эдуард Синьков.
Ученые клиники доказали, что синий лазер безопасен для пациентов с отосклерозом, разработали свои подходы и подобрали специальные параметры для работы. Выяснилось, что их методика в первую очередь снижает риски и осложнения при проведении стапедопластики. При помощи программного обеспечения и внутренних настроек они могут регулировать мощность лазерного излучения и время воздействия. До того, как лазер стали применять в клинике, технику вмешательства отработали на кафедре анатомии: врачи изучали, при каких параметрах можно добиться идеального результата. Параллельно шла совместная работа с физиками. Испытания метода закончились в 2022 году, эта тема ляжет в основу кандидатской работы.
Клиника болезней уха, горла и носа Сеченовского университета принимает пациентов из регионов: врачи проводят консультации, стационарное лечение и делают операции по квотам. Сеченовский университет Минздрава России продолжает трансформироваться в исследовательский медицинский университет мирового уровня. Его стратегические векторы развития — биодизайн, трансляционные исследования в медицине и фармацевтике, сеть развития лучших практик в медицинской науке и образовании.