На круглом столе «Модели высшего образования. Как выбрать свой университет?» в МИА «Россия сегодня» на днях обсуждали действующие в России модели высшего образования.
Нобелевская модель
Модель Физтеха была сформулирована еще Капицей, она имеет 3 ключевых пункта:
- отбор самых талантливых. Примерно 80 абитуриентов ежегодно получают грант на обучение по итогам собеседования.
- фундаментальная подготовка, где первые 2 курса учеба с 9 утра до 8 вечера 5 дней в неделю.
- последующее погружение в практику предприятий и научных институтов.
«В результате программы «5-100» нам приходилось создавать собственные подразделения в области двумерных материалов, ИИ, генетики, чтобы эта система не утратила эту суть», – отметил ключевое изменение Виталий Баган, проректор по научной работе Московского физико-технического института.
Модель для открытого университета
ИТМО ощущает себя модным и неклассическим университетом, поэтому их модель ориентируется на подготовку специалиста, готового сразу занять позицию middle. Поэтому некоторые образовательные программы формируются под проект, второй важный навык – продуктовое мышление.
«В 21 веке фундаментальная подготовка должна быть расширена с позиции неклассического университета. И в добавление к тем предметам, которые не устаревают, мы добавляем блок предпринимательской культуры, цифровой культуры, критическое мышление и креативные технологии» — поделилась опытом слияния фундаментальной и актуальной подготовки Дарья Козлова, первый проректор Национального исследовательского университета ИТМО.
Модель для типичного вуза
Типичность российского вуза в постоянном росте и изменениях, которые диктует время и современное образование. Во главе угла модели УрФУ стоит опыт, но не только образовательный, потому что студенту недостаточно одного образовательного пространства, он параллельно ищет реализацию в профессиональной, демографической и социальной траектории.
«Студент должен получить опыт образовательный, профессиональный и получить опыт лидерства. Будет ли это волонтерская группа или сложный инженерный проект, эту возможность мы тоже обязаны предоставить. Студент делает шаг, нас выбирает, а мы несем ответственность», – рассказывает о возможностях Даниил Сандлер, первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета.
Модель с субъектностью студента
Опыт Тюменского государственного университета, где в центре образовательного процесса – студент, и он может выступать в разных проектных ролях. Так повышается и мотивация студентов, среди первого выпуска студентов, которые учились по индивидуальным образовательным траекториям, большее количество молодых людей осталось в образовательном пространстве.
«Гипотеза очень простая, если студент начинает сам принимать решения относительно своего образовательного пути, мы сформируем у него навыки ответственности, самостоятельного планирования будущего и навык рефлексивности.
Те из них, которые прошли этап личного выбора элективов, проектной деятельности, своего осмысленного профессионального самоопределения стали на порядок более мотивированными и успешными», – считает руководитель программы развития Тюменского государственного университета Таисья Погодаева.